Организация логопедической работы в КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»

Цель логопедической работы:

создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Задачи логопедического сопровождения:

  1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Пути реализации данных задач:

  • организация речевого мониторинга;
  • логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);
  • проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;
  • участие в работе школьного ПМПК.

Основные направления логопедической работы:

развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения);

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие речевого дыхания;
  • постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков;
  • развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
  • развитие коммуникативной функции речи, связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек, из элементов букв);
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Работа строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на обучающегося. На занятия с группой обучающихся
отводится 40 минут. Состав группы 4 человека.

Цель деятельности педагога-психолога в школе-интерате

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса направлено на создание системы комплексной психологической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и воспитанников,  их социальную адаптацию.

Задачи

- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации к систематическому обучению в школе, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- определение особых образовательных потребностей обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- определение особенностей организации образовательного процесса для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению обучающимися и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной общеобразовательной программы;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и  физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработка и реализация индивидуальных учебных планов,  организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и воспитанниками;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

 

Направления работы педагога-психолога

Программа психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса включает в себя взаимосвязанные направления:

-  Диагностическая работа.

Обеспечивает своевременное выявление обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

- Коррекционно-развивающая работа.

Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

- Консультативная работа.

Обеспечивает непрерывность психологического сопровождения обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

- Информационно-просветительская работа.

Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.