Организация логопедической работы в КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»
Цель логопедической работы:
создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.
Задачи логопедического сопровождения:
- Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Пути реализации данных задач:
- организация речевого мониторинга;
- логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);
- проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;
- участие в работе школьного ПМПК.
Основные направления логопедической работы:
развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения);
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие речевого дыхания;
- постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков;
- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
- развитие коммуникативной функции речи, связной речи;
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек, из элементов букв);
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Организация и проведение логопедических занятий
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Работа строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на обучающегося. На занятия с группой обучающихся
отводится 40 минут. Состав группы 4 человека.
Цель деятельности педагога-психолога в школе-интерате
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса направлено на создание системы комплексной психологической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и воспитанников, их социальную адаптацию.
Задачи
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации к систематическому обучению в школе, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению обучающимися и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной общеобразовательной программы;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися и воспитанниками;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Направления работы педагога-психолога
Программа психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса включает в себя взаимосвязанные направления:
- Диагностическая работа.
Обеспечивает своевременное выявление обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
- Коррекционно-развивающая работа.
Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
- Консультативная работа.
Обеспечивает непрерывность психологического сопровождения обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
- Информационно-просветительская работа.
Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.