Трудно объяснить ученикам средних классов, что такое терроризм. Как можно рассказать ребёнку, что взрослые люди способны из-за своих политических, религиозных, экономических игр подвергать опасности жизни многих других людей, которые зачастую выступают, как бы это жестоко ни звучало, разменной монетой? Особенно, если речь идёт о ни в чём неповинных детях.
Но таковы суровые реалии нашей жизни. Именно этой теме был посвящен классный час в шестых классах. Такие мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие школьникам, как вести себя в случае террористической угрозы, — это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную помощь.
Во время занятия педагог помог ребятам четко разграничить понятия добра и зла, обсудить проблемы терроризма. Учащиеся посмотрели фильм, созданный Институтом криминалистики по заказу Управления ФСБ России, "Терроризм. Как не стать его жертвой."
Ребята осознали, что бояться террора не нужно, что со злом необходимо бороться, а зная, как следует действовать в экстремальной ситуации, это делать легче.
Основные меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, обращении с опасными предметами, поведении в толпе напуганных людей. Никто, ни родители, ни учителя, ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность может поджидать и в маршрутке, и в метро. Внимательность, осмотрительность, акценты на необычных мелочах (чужая машина во дворе, оставленный без присмотра пакет или коробка, подозрительный человек и т. д.) — это то, что может спасти жизнь не одному человеку. Но только взрослые должны предпринимать меры по устранению угрозы! Трогать подозрительные тюки, сумки и коробки запрещено!
Если ситуация вышла из-под контроля, и ребёнок оказался в руках террористов, он не должен им перечить, бунтовать, пытаться убежать. Спокойствие, покладистость, терпение, вежливость — главные помощники. Ребёнок должен знать, что безопасные места — это дверные проёмы, углы, любые выемки в стенах. А если помощь подоспела, но его несёт течение напуганной толпы, то следует держаться в её центре, не высовывать руки, не наклоняться за упавшими вещами, сторониться неподвижных предметов (решётки, столбы, стены).
Надеемся, эти знания так и останутся чистой теорией, которая никогда ребёнку не пригодится на практике, но не зря говорят «информирован — значит, вооружён». Мира и ясного неба над головой всем людям планеты!